Мнемотехника (по материалам Интернет - изданий)
Мнемотехника, или мнемоника, или мнемонические приемы (мнемоприемы), - признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания, усвоения.
БЭС дает такую трактовку этому понятию: «Мнемоника (греч. Mnēmonіká – иск – во запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций».
Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память.
Яркий пример использования мнемотехники на Руси – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо
Примером из детства может служить определение биссектрисы («биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам») или запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названия цветов:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан
Красный оранжевый желтый зеленый голубой синий фиолетовый
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё. |
Запомнить алфавит по порядку следования букв. |
||
Съешь же ещё этих мягких французских булок, да, выпей чаю. |
В этой фразе собраны все буквы русского алфавита. |
||
Стёпка хочешь щец? Фи! |
Фраза в которой все глухие согласные русского алфавита. |
||
Иван родил девчонку велел тащить пеленку. |
Порядок падежей. На каждую начальную букву начинается свой падеж. |
||
Если после корня — А, |
Буква "и" или "е" в корне слова. |
||
Собирать, стирать, задира – |
Буква "и" в корне слова. |
||
Правило ослика Иа: (для корней с чередованием гласных) |
Если за корнем А,в корне пиши И, например: БлИстАть |
||
СКАК пишем только так, СКОЧ без о писать невмочь. |
|||
ЦЫпленок встал на цЫпочки и цЫц сказал цЫгану.
ЦЫган на цЫпочки привстал, и он цЫплёнку цЫц сказал |
«Запоминалка» тех слов (исключений из правила), в которых в корне слова пишется «Ы» после «Ц» |
||
Гнать, держать, бежать, обидеть, |
Спряжение глаголов |
||
Как начнёшь меня ты гнать, |
|||
Ко второму же спряжению |
|||
Гнать, держать, смотреть и видеть, |
|||
Вот солдатик оловянный |
Стихотворение Л. Улановой, про слова-исключения, где пишется две "Н". |
||
МошеННик у тружеНика одну Н украл! |
Сколько букв Н в словах мошенник и труженик. |
||
Киллер у дилера одну Л отнял. |
сколько букв Л в слове киллер и дилер. |
||
|
Не чудеСНо, не прекраСНо, а ужаСНо и опаСНО букву «Т» писать напраСНо |
В этой фразе собраны все 5 слов, где не пишется «Т» между "С" и "Н". |
|
|
Всем извесТно, как прелесТно |
В этой фразе 3 слова, где нужно писать букву "Т" между "С" и "Н". |
|
|
До чего ж сегодня день чудесНый, |
|
|
|
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют. |
|
|
|
Кто в глаголах пишет «ЦА» — настоящая овца |
Ся после глаголов. Грубовато, но очень помогает тем, кто мучаеТСЯ при написании глаголов. |
|
|
Если буква гласная вызвала сомнение – |
|
|
|
Уж замуж невтерпеж. |
на конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (настежь, |
|
|
Искусство равно 1/2. |
Помогает запомнить сколько букв "с" в слове, сначала одна "с", потом 2 "с". |
|
|
Шоколад, шофер, крыжовник, |
В каких случаях пишется "о" после шипящих |
|
|
В городе Бордо, |
|
|
|
На вЕранде вЕтер, |
|
|
|
ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету. |
|
|
|
... сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ |
стих помогает запомнить местоимения |
|
|
Либо, кое, ка, нибудь, |
Правописание дефиса |
|
|
Кое, либо, то, нибудь |
|
|
|
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть! |
|
|
|
Не забудьте, что приставки |
С или З в приставке. |
|
|
Семь вопросов – просто чудо, |
Вопросы, на которые отвечают наречия: где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему. |
|
|
В стародавнее древнее время |
написание слов, которые заканчиваются на "-МЯ". |
|
|
ВоПросительный - воСклицательный |
Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно- |
|
|
Если хочешь научиться,
|
ЖЖ или ж ? |
|
|
Перед «Л» и перед гласной,
|
ПОЛ |
|
|
ОРФОЭПИЯ |
|
|
|
Одеть брюки или надеть? |
Займи мне или одолжи мне? |
|
|
Пожарник или пожарный? |
Согласно чего или согласно чему? |
|
|
Договоры или договора? |
По средАм или по срЕдам? |
|
|
Носок или носков, чулок или чулков?
Нет чулОК и нет носкОВ
Носки короткие – слово длинное: носков,
В детской сказке Колобок |
Уважают человека
|
|
|
На полке сметана, творОг, молоко.
Купи-ка творОг |
С утра перепалки
|
|
|
Шесть гектаров апельсинов, |
Прежде чем дела кончать,
|
|
|
Долго ели тОрты -
|
Если есть в тебе таланты,
|
|
|
Срубили ель, сорвали щавЕль
|
Тётка Фёкла ела свЁклу |
|